Центр коммунальных платежей
КП НПФ "Вас"
В 1996 году в Кременчуге, как и в большинстве городов Украины,
значительно проявились недостатки существующей системы сбора и
обработки платежей за коммунальные услуги. Водоканал,
Теплокоммунэнерго, Горгаз перестали устраивать платежи, перечисляемые
ЖЭКами. Каждое из этих предприятий задумалось над созданием
своего абонентского отдела и распространением своих книжек для оплаты.
При среднем количестве абонентов 100 тыс. человек разовые затраты
коммунальной службы на организацию такого абонентского отдела
составляли 150-200 тыс.грн. и ежемесячные около 20 тыс.грн. При этом
анализ показывал, что многие проблемы оставались. Так, банки
по-прежнему задерживали перечисление собранных средств, абоненту
приходилось появляться хотя бы один раз в год в каждой коммунальной
службе для перерасчета и уточнения долгов, отделы субсидий не владели
информацией для оперативного перерасчета субсидий. Добавлялись еще и
новые проблемы: в каждой коммунальной службе приходилось вести все
изменения по абонентам, и через определенное время накапливалось
огромное количество ошибок.
Совершенно очевидно, что наиболее экономичным решением являлось
создание единой городской базы данных по всем плательщикам
коммунальных услуг и применение современных автоматизированных
методов расчета и сбора коммунальных платежей. В конце 1996
года Кременчугский Исполком принял решение провести эксперимент и
внедрить автоматизированную систему, предложенную КП НПФ «ВАС» на
правобережной части Кременчуга. Суть системы сводится к следующему:
определяются участники автоматизированной системы. Это
- банки, коммунальные службы, отделы субсидий, расчетный центр.
Между ними устанавливаются определенные правила, а также определенный
обмен информацией и финансовыми средствами
(Схема 1).
Упрощенно обмен информацией между всеми участниками системы можно
свести к следующим информационным потокам
(Схемы в pdf формате -
Схема
украинский вариант и её описание
- Схема
русский вариант и её описание
.)
Некоторые
аспекты внедрения в pdf формате
Вся информация о начислениях, льготах, субсидиях передается расчетным центром
на автоматизированные кассы, по каждой услуге, в разрезе каждого месяца. Расчетный
центр принимает всю информацию о принятии платежа.
В расчетный центр передается информация об изменениях в начислениях по любой
услуге от конкретного исполнителя услуг. Все коммунальные службы могут просмотреть
карточку с начислениями по каждому абоненту и получить любые формы сводов, но
только по «своей» услуге.
Для получения субсидий абонентам необходимо обратиться только в отделы субсидий,
у которых имеется вся информация о начислениях и платежах по данному абоненту.
Любые изменения из отдела субсидий сразу попадают в расчетный центр и на автоматизированные
кассы. Денежные средства движутся без всяких посредников «Плательщик - Банк
- Коммунальная служба». Упрощенно основные моменты функционирования системы
при приеме платежей можно представить в следующем виде:
- Абонент (плательщик), приходя на автоматизированную кассу, имеет возможность
просмотреть все неоплаченные счета, выставленные ему всеми коммунальными службами
за все месяцы. Он увидит и сколько ему начислено, и какая у него льгота и
субсидия. Более того, он может выбрать лишь те счета, которые необходимо оплатить
вперед. Он также имеет возможность оплатить эти счета по частям. Как только
абонент согласовал сумму оплаты, кассир проводит оплату и вручает абоненту
фискальный чек, в котором будет указано, за что и сколько он заплатил, а при
оплате по счетчику еще и начальные и конечные показания счетчика. Все принятые
деньги до приезда инкассатора банка находятся в кассе, а информация о платеже
уже поступила в расчетный центр и любая коммунальная служба имеет возможность
просмотреть «свою» часть.
- При окончании смены программный комплекс каждой кассы подведет итоги и
сформирует платежные документы на каждую коммунальную службу, в пользу которой
были приняты платежи, которые вместе с деньгами заберут инкассаторы соответствующего
банка.
- Наличные деньги, привезенные инкассаторами банка, сдаются в кассу банка.
Бухгалтерия банка перечислит безналичные платежи (по привезенным с кассы реестрам
оплаты) на ту же самую сумму, что и принятые наличные платежи. Одновременно
банк удержит за прием наличных в свою пользу с каждой коммунальной службы
1 % от принятых денег и столько же в пользу расчетного центра за расчет и
подготовку электронных счетов по каждому плательщику.
- Коммунальная служба не только получит свои деньги, но и проконтролирует
всю цепочку и любой банк, так как она обращается к единой базе и имеет возможность
увидеть прием средств в режиме реального времени.
- В течение месяца все коммунальные службы вносят изменения, которые касаются
их услуг. Расчетный центр вносит изменения, которые касаются всех услуг (изменения
количества прописанных, льготы, фамилии жильцов и т. д.), и осуществляет перерасчет
начислений. Также расчетный центр позаботится, чтобы изменения были на рабочих
местах всех участников системы.
Опытная эксплуатация такой системы в течение полугода показала ее привлекательность.
Горсполкомом было принято решение о ее распространении на весь город.
Начиная с июня 1997 система действует на территории всего города Кременчуга.
На сегодняшний день она обслуживает около 120 тыс. абонентов, более 100 различных коммунальных
служб (включая ОСББ). К системе подключилось более 20 банков. Количество
автоматизированных касс постоянно варьируется, но не бывает меньше 110.
За время эксплуатации она показала:
- Несомненные удобства для абонента:
- оплату можно производить в любой кассе;
- полная информация на кассах о начислениях, перерасчетах, льготах, субсидиях;
- возможность частичной оплаты любой услуги; для получения субсидий не надо
обращаться в каждую коммунальную службу;
- возможность контролировать правильность начислений;
- отсутствие расчетных книжек.
- Экономию бюджетных средств отделами субсидий за счет:
- автоматического перерасчета субсидий при изменениях в оказании услуг или
при отпуске услуги по счетчику;
- оперативности получения информации по каждому абоненту (прописке-выписке,
льготам и т. д.)
- Удобства для коммунальных служб:
- высокий уровень автоматизации позволил снизить количество работников абонетских
отделов;
- оперативно получаемая информация об оплате позволила четко контролировать
перечисления банков;
- существенная экономия средств на ведении учета;
- высокая достоверность информации, так как проверка осуществляется всеми
службами: оперативность внесения информации.
- Удобства для банковских учреждений:
- высокий уровень автоматизации позволил сократить затраты на обслуживание
коммунальных платежей;
- единые правила позволили принять участие в приеме комунальных платежей различным
банкам;
- возможность оплаты коммунальных платежей с пластиковых карточек.
- Удобство для администрации города:
- прозрачность платежей;
- возможность оперативного получения из системы любой сводки;
- гибкость при разделении платежей, выделения одной из другой;
- возможность разделения услуги.
Естественно, что четыре года использования системы в Кременчуге не остались
незамеченными в Украине. В 1998 году КП НПФ “ВАС” запустило аналогичную систему
в г. Сумы и в г. Купянск Харьковской области. Несмотря на кажущуюся простоту,
автоматизированная система довольно сложна и требует при внедрении наличия высококвалифицированных
специалистов и решительности городского руководства.
Для более подробного ознакомления с автоматизированной системой начислений и учета
оплаты коммунальных платежей в городе Кременчуге обращайтесь:
КП НПФ “ВАС”
39617 г. Кременчуг, ул. Пролетарская, 34, оф. 1
телефон/факс (0536) 74-16-81
Директор: Гориславец Валентина Ивановна.
Главный специалист: Коваленко Владимир Николаевич.
Cейчас на сайте: 14 человек(а).
|